Анна Качкаева: «Журналистике нельзя научиться, это всегда особенность характера»

Анна Качкаева: «Журналистике нельзя научиться, это всегда особенность характера»

Многие участники Всероса по литературе мечтают связать свою жизнь с журналистикой. Для них диплом призера или победителя на олимпиаде будет гарантией успешного поступления. Но сейчас, пока туры еще в самом разгаре, в гости к олимпиадникам приехала Анна Качкаева — декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ. Именно на этот факультет призеры и победители Всероссийской олимпиаде по литературе могут поступить без вступительных испытаний. Мы попросили Анну Григорьевну поделиться своим взглядом на Всерос, рассказать о том, каким должен быть журналист, и объяснить, чем медиаком отличается от журфака.

Анна Качкаева
Анна Качкаева Декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ

Олимпиада по литературе — это показатель того, что человек неравнодушен к порывам души, к человеку, к сюжетности, к драматургии, к социальным вещам. Невозможно не чувствовать это, если ты по-настоящему любишь литературу. Олимпиада выявляет, способен ли человек на творчество, способен ли он относиться к классике небанально, излагать сюжет коротко, ясно и с выдумкой. Если да, то велики шансы, что такой школьник в будущем может стать хорошим журналистом.

Сюда приезжают блистательные молодые люди. Очень многие любят литературу, но не задумываются о том, как сложится их будущее. Очень важно дать им знать, что они могут реализовать себя как журналисты. Те из них, кто становится нашими студентами — замечательное вложение в будущее факультета.

Желание состояться является первостепенным для всех, кто попал на Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе. Это люди, которые прошли непростой путь, преодолевая разные этапы олимпиады, привыкли добиваться своей цели. Для журналиста это качество очень важно. Равно как и любопытство, умение коммуницировать с незнакомыми людьми. Журналистике нельзя научиться, это всегда особенность характера в первую очередь. У человека, который начинает заниматься журналистикой, должно быть «чувство хорошего графоманства», а не просто умение складывать слова в предложения. Ему должно хотеться писать постоянно. Довольно трудно будет человеку, уверенному в том, что журналистика – это конвейерная работа. Журналист ведь пишет не от звонка до звонка, он делает это непрерывно. Еще нужно уметь сочетать разные интересы и соблюдать дедлайны, иметь некую «социальную железу». На нашем факультете мы всего лишь можем объяснить, как не делать ошибок в этой профессии.

С другой стороны, хорошее знание литературы и умение интерпретировать её не всегда гарантирует успех в журналистике и медиасфере в целом. Кому-то из участников олимпиады ближе различные исследования в области литературы и критика.

Тем не менее, олимпиада по литературе очень важна для факультета медиакоммуникаций, так как литература для нас — профильный предмет, даже более значимый, чем русский язык.

Прежде всего, медиаком отличается от журфака огромным количеством проектной работы. У нас есть не только филологические дисциплины, но и много предметов, связанных с экономикой, социологией, новый курс по новостной грамотности. Каждый, кто учится на первом курсе, за год осваивает выразительные средства всех медиаплатформ, умеет создавать сайты, работать с аналитикой. Сайт Медиацентра, например — яркая иллюстрация того, чему научились первокурсники за несколько месяцев.

Я бы пожелала участникам олимпиады, чтоб они не боялись потерпеть неудачу и просто получали удовольствие от того, чем они заняты.