Блог жюри. Как методическая комиссия составляет Всероссийскую олимпиаду по экономике

Блог жюри. Как методическая комиссия составляет Всероссийскую олимпиаду по экономике

В этом году на сайте появился новый формат: блог жюри. Члены жюри расскажут, с чего начиналась олимпиада школьников по экономике и как она менялась. Они напишут о том, что раньше оставалось за закрытыми дверьми: олимпиадники смогут узнать, как составляются задания и как проверяются работы.

Чем, кроме формата, задания олимпиады 2016 года отличаются от заданий 1996-го или 2006-го? Рассказывают составители олимпиадных задач Дмитрий Дагаев и Данил Фёдоровых.

Задания олимпиады менялись со временем, как и их авторы. Первая Всероссийская олимпиада по экономике в 1996 году включала в себя тест и задачи. В задачах участникам предлагалось дать советы фирме, производящей оптические приборы и желающей максимизировать прибыль, оценить влияние разных событий на ВВП 1995 года и последствия инвестиционных решений отдельных людей (из трех реальных банков, упоминавшихся в задаче, двух сейчас не существует), проанализировать торговлю компакт-дисками между одноклассниками и помочь государству с протекционистской политикой.

Формат «тест + задачи» сохранялся три года, пока в 1999 году на олимпиаде не появилось эссе. В этом туре участники обсуждали последствия неурожая хлопка в Индии для текстильной промышленности.

С 2003 по 2008 год туров в олимпиаде было четыре: тест, задачи, эссе по микроэкономике и эссе по макроэкономике. Эссе по макро, как правило, были посвящены событиям, произошедшим в российской или мировой экономике в год проведения олимпиады, таким как финансовые кризисы, изменение политики центрального банка или правительства. В российской экономике постоянно происходило много интересного, и популярной забавой у участников и преподавателей было угадывание перед олимпиадой, о чем же составители спросят в этот раз.

В 2009 году задачи впервые были разбиты на два тура, и туров стало пять. Однако уже в 2010 году от теста было решено отказаться, как и от двух туров эссе (вместо них остался один), зато появился тур качественных задач. Тесты — удобная форма заданий, когда нужно быстро и одинаково проверить работы большого количества участников (при этом, возможно, в проверке задействованы несколько составов жюри в разных местах проведения), поэтому они до сих пор применяются на региональном этапе Всероса и отборочных этапах многих других олимпиад. Этот формат, тем не менее, связан с серьезными ограничениями: вопросы должны быть лаконичными (а значит, трудно сформулировать нетривиальный вопрос, не упустив важных нюансов), в них нельзя проверить, как участник рассуждал. Поскольку количество работ на заключительном этапе не очень велико, а команда жюри одна, в тестах нет необходимости.

Эссе как отдельный тур просуществовало до 2013 года (последнее в истории олимпиады эссе было посвящено экономическим аспектам коррупции, но убрали его из олимпиады не поэтому J), тогда же последний раз состоялся отдельный тур качественных задач. В 2014 году программа олимпиады изменилась, было решено, что участники должны писать работы только в течение двух дней, а не трех, как раньше — чтобы освободить время для более тщательной проверки решений членами жюри, показа работ и заседаний апелляционных комиссий. В результате от отдельных туров качественных задач и эссе (которое тоже было набором качественных задач, но объединенных общей темой) было решено отказаться, и теперь в олимпиаде только два тура, включающие как качественные, так и обычные, «расчетные» задачи.

Над составлением заданий олимпиад трудится коллектив ученых и преподавателей, формально называемый методической комиссией. Работа методической комиссии Всероссийской олимпиады по экономике начинается с составления заданий регионального этапа, а через пару месяцев после него наступает очередь заключительного. Принципы подготовки обоих этапов в целом одинаковы. По традиции школьники всех классов пишут один вариант. Это накладывает серьезные ограничения для составителей заданий: нужно, чтобы младшие участники, успешно освоившие школьную программу по экономике и математике, имели все необходимые технические навыки для решения задач. В таких условиях стратегической целью методической комиссии становится придумать олимпиаду, которая позволяла бы выявить талантливых школьников, обладающих способностью находить в различных ситуациях нестандартные подходы к экономическим сюжетам. Задачи, в которых нужно просто применить определенный набор формул, для такой олимпиады не подойдут.

Помимо стратегической цели, у методической комиссии есть несколько более локальных задач. Во-первых (и это главное!), все задания олимпиады должны быть корректными. Это означает, что все формулировки задач должны быть однозначно интерпретируемыми, а информации в условии должно хватать для решения. У каждой задачи должно существовать по крайней мере одно доступное школьнику решение. Желательно, чтобы задача была многоходовкой, то есть даже не решив задачу до конца, можно было бы продемонстрировать навыки анализа информации, умение делать стройные логические выводы, владение разными экономическими концепциями.

Во-вторых, задания должны быть новыми и интересными. Несмотря на то, что общее количество стандартных моделей, рассматриваемых в рамках школьной программы, конечно, методическая комиссия старается каждый раз изменять те или иные предпосылки, менять до неузнаваемости фабулу или комбинировать различные сюжеты. Мы считаем, что у тех, кто прорешал похожую задачу перед олимпиадой, не должно быть решающего преимущества.

В-третьих, задания должны быть актуальными. Если в математике многие результаты красивы сами по себе безотносительно их приложений, то экономические модели, как правило, нужны для того, чтобы анализировать ожидаемые последствия принимаемых решений. Чтобы научиться это делать, нужно уметь анализировать реальные жизненные ситуации. Поэтому в каждой олимпиаде часть заданий посвящена тем событиям, которые происходят в мире и в России в наши дни. Финансовый и экономический кризис, санкции, коррупция — все эти актуальные для страны темы встречались в олимпиаде в последние годы.

Чтобы обеспечить выполнение всех этих требований, методическая комиссия начинает работу над вариантом за несколько месяцев до олимпиады. На первом этапе все члены методической комиссии предлагают свои задачи. Так формируется первая большая база заданий. Следующий этап — отбор заданий, которые потенциально могут войти в олимпиаду, и отбраковывание задач, которые по тем или иным причинам не подходят (некрасивые, встречавшиеся ранее, слишком простые или слишком сложные). По итогам отбора становится понятно, сколько задач еще нужно придумать, и на какие темы новые задачи должны быть, чтобы избежать пересечений с уже отобранными. После этого часть методической комиссии получает задание написать решение к своим задачам, а часть – придумать недостающие. Через некоторое время, когда эта работа будет завершена, сформируется проект варианта олимпиады. Здесь наступает один из самых ответственных моментов – комиссии нужно аккуратно вычитать и прорешать весь вариант, чтобы окончательно отполировать все формулировки, проверить корректность условия и решения задачи. Когда споры по поводу формулировок улягутся, останется расставить баллы и упорядочить задания. Вариант готов!

Чем, кроме формата, задания олимпиады 2016 года отличаются от заданий 1996-го или 2006-го? Современные олимпиады гораздо меньше проверяют знания, чем в прежние времена. В олимпиадах десятилетней давности можно найти задания, в которых дана таблица, скажем, из пятнадцати макроэкономических показателей и нужно на их основе рассчитать еще пять, пользуясь стандартными формулами. Или, например, по эластичности спроса в двух точках требовалось найти эластичность в какой-нибудь третьей. Такие типы заданий хороши для проверки усвоения готовых формул и алгоритмов. Однако хорошая олимпиада, как нам кажется, не должна строиться вокруг них.