Блог жюри. Как начиналась Всероссийская олимпиада по экономике

Блог жюри. Как начиналась Всероссийская олимпиада по экономике

В этом году на сайте появился новый формат — блог жюри. Члены жюри и организаторы олимпиады расскажут, с чего начиналась олимпиада школьников по экономике и как она менялась. Они напишут о том, что раньше оставалось за закрытыми дверьми: олимпиадники смогут узнать, как составляются задания и проверяются работы.

Истории Всероссийской олимпиады школьников в России больше полувека. История проведения Всероссийской олимпиады школьников по экономике существенно короче  — в 2016 году олимпиада пройдет в двадцать первый раз. Все началось с предложения куратора преподавания экономики в школе, работника Министерства образования Бориса Мишина. Уже через несколько месяцев эта идея в жизнь при поддержке программы Фонда Сороса «Международный центр экономического и бизнес-образования (МЦЭБО)». Региональные этапы первых нескольких олимпиад прошли на базе центров МЦЭБО.

Первые олимпиады значительно отличались от сегодняшних. Программа заключительного этапа включала не только соревнования в экономической теории, но и соревнования по компьютерному моделированию и менеджменту (МЭКОМ). Команда из двух участников, примерявших роли топ-менеджеров, принимала экономические решения, в результате которых изменялись спрос, предложение и другие параметры искусственно созданной экономики. Побеждала та команда, которая лучше остальных реагировала на изменения рыночной конъюнктуры и получила большую прибыль. Итоги подводились по трем номинациям: за решение теоретических заданий, за успехи в компьютерном моделировании и в общем зачете. В каждой номинации определялось ровно три победителя. Школьники, показавшие успехи в экономической теории, получали льготы при поступлении в вузы. Высшая школа экономики, не очень известный в то время в стране университет, охотно приглашала лучших юных экономистов страны на свои образовательные программы без вступительных испытаний. Многие победители и призеры первых олимпиад стали студентами Вышки. Победители соревнований по компьютерному моделированию экономики и менеджмента получали право на участие в международном этапе соревнований МЭКОМ, где школьники из России многократно поднимались на пьедестал.

Имена победителей и призеров до последнего держались в строжайшем секрете, а финальная церемония несколько напоминала вручение премии Оскар. Ведущий церемонии приглашал на сцену троих ребят, показавших лучшие результаты, а затем торжественно вскрывал конверт с результатами. Сначала называли участника, занявшего третье место. За ним следовало объявление второго места. В этот момент участник, чье имя не было названо, уже начинал прыгать от радости, понимая, что именно он абсолютный победитель!

Интересно, что в жюри активно работали не только вузовские преподаватели, но и учителя — представители делегаций. Конфликта интересов удавалось избегать — работы были, как и сейчас, зашифрованы, каждое задание проверялось не менее, чем двумя членами жюри. Если же обнаруживались существенные расхождения в оценках, то привлекались дополнительные эксперты. Проверка учителями обеспечивала лишь предварительное ранжирование работ. Примерно половина от общего числа работ затем тщательно просматривалась повторно «от» и «до» самыми опытными членами жюри. За проверкой работ задерживались далеко за полночь. Ошибиться в выборе трех лучших из 100-120 участников первых олимпиад было нельзя, так как апелляцию участники первых лет подать не могли. Председателем жюри был Владимир Сергеевич Автономов, который остается им и сегодня, активную роль в работе жюри играли Лев Львович Любимов и Вера Андреевна Рубе.

Замечательной традицией первых финалов было издание газета «ПЕРЛовка», в которой публиковались забавные фразы из работ участников. До сих пор помню одно словечко, вернее, два — «бизнесс мэн». Другой традицией было проведение церемонии открытия олимпиады обязательно 1 апреля.

Обстановка в оргкомитете первой олимпиады была приближена к боевой: как в штабе армии непрерывно звонил телефон, во все регионы направлялись факсы, принимались ответные. Однажды я никак не могла дозвониться до управления образования Мурманской области, и смогла сделать это уже после окончания рабочего дня. К телефону подошла уборщица, я ее умоляла принять факс:

— Что я должна сделать?
— Нажмите зеленую кнопочку.
— А не взорвется?
— Не взорвется. Жмите.

Многое, что происходило тогда, сейчас кажется невероятным. Так, задания регионального этапа приходилось иногда отправлять с оказией, подъезжая в аэропорты и на вокзалы. Эпоха Интернета была еще впереди.

Через два года основной организатор финала Всероссийской олимпиады школьников по экономике сменился, и главную роль как в составлении заданий регионального и заключительного этапов, так и в организации и в проведении заключительного этапа стала играть Вышка.

Идея проведения первых олимпиад возникла на пике интереса к школьному экономическому образованию. Это был период активных дискуссий о необходимости изучения экономики в школе, о целях и задачах экономического образования школьников, методиках преподавания. Содержание олимпиадных заданий первых финалов отвечало этому этапу — нынешний участник финала Всероса, думаю, сочтет их простыми и даже тривиальными, но в то время нужно было стимулировать интерес и развивать мотивацию у школьников к изучению основ экономики, популяризировать экономические знания. Менялась ситуация в системе школьного экономического образования, менялись образовательные задачи, менялись характер и содержание олимпиадных заданий. В разные годы большой вклад в составление заданий сделали Дмитрий Викторович Акимов, Анна Витальевна Аносова, Владимир Петрович Бусыгин, Сергей Эдуардович Григорьев, Елена Александровна Давыдова, Игорь Александрович Ким, Татьяна Владимировна Кулакова, Сергей Эдмундович Пекарский, Сергей Алексеевич Равичев, Светлана Федоровна Серегина, Алексей Игоревич Суздальцев, Алла Александровна Фридман и другие.

Развитие школьного экономического образования вряд ли можно охарактеризовать как поступательное. Пережив в 1990-е годы период стремительного развития и становления, экономическое образование в школе перешло, к сожалению, не к развитию, а к стагнации. Обязательный предмет по изучению основ экономики заменили факультативом или предметом по выбору. Число школьников, изучающих экономику, пошло на убыль. Осенью 2004 года Министерство образования и науки приняло решение исключить экономику из списка предметов  Всероссийских олимпиад школьников. Тогда экономику удалось отстоять только благодаря массовому протесту регионов.

Сегодня из-за небольшого в сравнении с другими предметами числа ребят, изучающих экономику, регионы зачастую испытывают серьезные проблемы с проведением отдельных этапов Всероссийской олимпиады школьников. К сожалению, всё меньше ребят из регионов участвуют в финале. В 2015 году из 259 участников заключительного этапа 105 человек были из Москвы, в то время как многие регионы были представлены 1-2 участниками или не представлены вовсе. В этом году снова много ребят из Москвы. Хорошо подготовленные ребята каждый год приезжают из Удмуртии, Чувашии, Челябинской, Новосибирской, Кировской областей. Успешное выступление школьников из этих регионов объясняется, прежде всего, работой конкретных педагогов-энтузиастов, которые смогли увлечь школьников своим предметом.

Дорогие участники финала Всероссийской олимпиады по экономике! Скоро ваши надежды станут вашими результаты. Пусть вас радует само участие в этом празднике экономических знаний! Ни в коем случае не разочаровывайтесь, если результат не совпадет с ожиданиями. Надеюсь, что вы уедете воодушевленными, а впереди будут новые успехи. Удачи!

Тамара Протасевич
ответственный секретарь оргкомитета заключительного этапа Всероссийской олимпиады в течение нескольких лет