Блог жюри. Как проходит и для чего нужна апелляция

Блог жюри. Как проходит и для чего нужна апелляция

В этом году на сайте появился новый формат: блог жюри. Члены жюри расскажут, с чего начиналась олимпиада школьников по экономике и как она менялась. Они напишут о том, что раньше оставалось за закрытыми дверьми: олимпиадники смогут узнать, как составляются задания и как проверяются работы.

О механизмах и целях апелляции, а также о том, что стоит помнить участникам, которые хотят написать апелляционное заявление, рассказывают Дмитрий Дагаев и Данил Фёдоровых.

 

После окончания проверки работ и разбора заданий на Всероссийской олимпиаде по экономике наступает время показа работ. Организован этот процесс может быть по-разному, но основная его цель неизменна: участник должен убедиться, что его работа была проверена в соответствии с критериями. Во время показа работ участник олимпиады имеет право задать любые вопросы, чтобы разрешить сомнения относительно обоснованности выставленных баллов. Как правило, на показе присутствуют несколько членов жюри, проверявших каждую задачу. Не так важно, будет ли школьник общаться с тем, кто проверял его задачу или с другим представителем жюри — по сделанным в работе пометкам можно будет легко восстановить, за что поставлены и за что не поставлены баллы.

Практика показывает, что большая часть вопросов участников снимается на этапе просмотра работы и общения с членом жюри. Иногда член жюри видит, что работу действительно стоило бы проверить еще раз, в этом случае он порекомендует написать апелляционное заявление. Некоторые участники думают, что жюри имеет цель во что бы то ни стало сохранить первоначально выставленные оценки, но это не так: вся процедура нужна для восстановления справедливости, и корректные оценки повышают полезность жюри (даже если они выставлены по итогам апелляционных процедур).

Тем не менее, участник может воспользоваться своим правом на апелляцию, даже если член жюри считает, что работа проверена корректно — ничего необычного в такой ситуации нет. На показе работ никакие решения об изменении или сохранении баллов не принимаются: апелляционное заявление потом будет рассматривать комиссия, состоящая из нескольких человек. Очень важно указать в апелляционном заявлении, с чем именно в проверке своей работы не согласен участник, привести конкретные критерии, которые, с его точки зрения, не были соблюдены. Простая просьба перепроверить работу не является апелляцией и не рассматривается, если участник не приводит конкретных доводов в пользу своей точки зрения.

Иногда жюри получает так называемые стратегические апелляции. В этих случаях участник и сам понимает, что он не прав, но думает, что ему во что бы то ни стало нужно «отвоевать» еще несколько баллов для получения заветного диплома призера или победителя. Во время показа работ и в тексте апелляции в таких случаях будут фигурировать аргументы, имеющие слабое отношение к существу вопроса. Спор с членами жюри может даже перейти на повышенные тона, когда после нескольких мотивированных отказов в удовлетворении апелляции участник будет продолжать настаивать на своей правоте. Результат таких споров предопределен – апелляция не будет удовлетворена, но нервы будут потрепаны как у участника, так и у членов жюри. Мы настоятельно не рекомендуем подавать стратегические апелляции – это проявление неуважения к членам жюри и к другим участникам олимпиады.

Решение апелляционной комиссии является окончательным. Бывает, что комиссия соглашается со школьником, а не с проверяющим, но все же по статистике чаще результат апелляции совпадает с мнением члена жюри, проверявшего работу или проводившего показ. Участники часто спрашивают, могут ли во время апелляции быть понижены баллы. Если при рассмотрении заявления выясняется, что оценка несправедлива завышена (и только в этом случае), то такое решение апелляционной комиссии не исключено, и это еще одна причина не подавать заведомо необоснованные апелляции.

Но главное, что нужно помнить и участнику, и членам жюри, — это то, что всё общение во время показа работ и рассмотрения заявлений нужно исключительно для достижения максимально справедливых результатов. Необходимо сохранять доброжелательную обстановку, даже если разные участники обсуждения не согласны друг с другом в отдельных вопросах. Взаимодействие на показе работ и апелляции в любом случае следует рассматривать не как попытку лишить школьника заслуженных баллов, а как нормальный рабочий процесс, в котором выясняется, какая из двух сторон права.