Блог жюри. Послесловие

Блог жюри. Послесловие

В этом году на сайте появился новый формат: блог жюри. Члены жюри рассказали, с чего начиналась олимпиада школьников по экономике и как она менялась. Они написали о том, что раньше оставалось за закрытыми дверьми: олимпиадники узнали, как составляются задания и как проверяются работы.

Об олимпиадном движении по экономике рассуждают Дмитрий Дагаев и Данил Фёдоровых.

Завершилась Всероссийская олимпиада по экономике. На первый взгляд, в течение прошедшей недели мы, члены жюри, находились со школьниками по разную сторону баррикад. Однако, если задуматься, это не так – мы делали одно общее дело.

Не секрет, что олимпиадное экономическое движение развито в гораздо меньшей степени, чем, например, математическое или физическое. Достаточно сказать, что в официальный перечень школьных олимпиад Министерства образования и науки входит лишь 5 олимпиад по экономике, в то время как математических олимпиад в этом списке 28. Этот разрыв во многом объясняется тем, что экономическую теорию в российских школах начали изучать лишь в 1990-х – 2000-х годах, при этом традиции математического образования насчитывают сотни лет, а математические олимпиады проводятся с 1934 года (первой математической олимпиадой в СССР, по всей видимости, была Ленинградская математическая олимпиада школьников 1934 года). Тем не менее, это не единственный объясняющий фактор.

Качество проведения олимпиады определяется тремя факторами: тем, насколько корректные и интересные задания составляет методическая комиссия; тем, насколько внимательно проверяет работы жюри; тем, насколько пунктуально организует все рабочие процессы оргкомитет. Залогом успеха во всех трех случаях является человеческий капитал. Проблема в том, что число людей, которые в России профессионально занимаются школьными олимпиадами по экономике, можно смело ограничить сверху числом 40. Может быть, эту верхнюю оценку можно усилить. Все эти люди, как правило, сразу занимаются несколькими олимпиадами – вузовской (в Москве или другом городе) и Всероссийской. В такой ситуации потенциальное выбытие даже одного члена этого сообщества из игры серьезно ухудшает качество экономических олимпиад в России. Поэтому методические комиссии и жюри олимпиад стараются привлекать к работе большое число коллег (которым это потенциально может быть интересно) из разных университетов и — там, где это возможно — лучших студентов и аспирантов.

Мы надеемся, что ребята, которые сейчас участвовали во Всеросе и скоро закончат школу, присоединятся к олимпиадному движению — предложат свои задачи составителям, поработают преподавателями в летних школах, помогут жюри с проверкой работ, а оргкомитету — с менеджментом олимпиадных процессов. Это не только интересная, но и полезная работа: участвуя в олимпиадном движении, можно завести много полезных знакомств и приобрести важные навыки. Независимо от вуза, в который вы поступите — напишите нам, если вам было бы интересно попробовать себя в олимпиадах.

А всех участников Всероса-2016 мы поздравляем с окончанием этого праздника! До новых встреч!