Дмитрий Дагаев: «Олимпиадников отличает умение смотреть на мир широко»

Дмитрий Дагаев: «Олимпиадников отличает умение смотреть на мир широко»

Член жюри Всероса по экономике-2015, заместитель проректора, доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев — про любовь к олимпиадам, экономику спорта и увлечение настольным теннисом.

Вы участвовали в олимпиадах в школе? Как это было?

Да, в школьное время я достаточно активно участвовал в олимпиадах, в основном, в математических. Каждая олимпиада была для меня праздником. Я шел на неё, зная, что сейчас мне достанутся нестандартные задачи, для решения которых придется хорошо потрудиться, придумать нетривиальные подходы. Это своеобразный вызов, а вызовы затягивают.

Как интерес к олимпиадам превратился в часть вашей профессии?

Мне интересна работа со школьниками в целом. Когда я поступил на мехмат МГУ, я начал преподавать на Малом мехмате и принимать участие в проведении различных математических олимпиад. Эта работа продолжалась  на протяжении 2000-х годов. В 2010 году меня позвала попробовать свои силы в составлении олимпиад по экономике председатель методической комиссии Всероссийской олимпиады Светлана Серёгина (ординарный профессор НИУ ВШЭ, зав. кафедрой экономической теории – прим. ред.) по наводке Марии Юдкевич (директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, проректор – прим. ред.). Под руководством Светланы Федоровны в течение 2010 года наша команда активно работала в составлении заданий нескольких олимпиад, я втянулся в это дело.

Учитываются ли актуальные экономические события при составлении олимпиадных заданий?

Безусловно. Перед методической комиссией стоит несколько задач, но одна из важнейших состоит в том, чтобы разрабатываемый вариант был интересным для школьников, чтобы им понравилось решать эти задачи. А интерес невозможно обеспечить только искусственными заданиями. В экономической теории мы строим разнообразные модели, но эти модели существуют не ради самих себя, а ради того, чтобы с их помощью можно было объяснить важные экономические явления. Дополнительный адреналин выплескивается тогда, когда тот результат, который ты получил в теоретической модели, ты видишь и на практике. И как только ты сталкиваешься с построенной теоретической моделью в жизни, ты говоришь: «Ага, действительно, работает!». Именно поэтому мы стараемся включать в варианты олимпиадных заданий ситуации, связанные с актуальными событиями и тенденциями.

Как меняются олимпиады, на что теперь участнику нужно обращать внимание?

Тут нужно сделать лирическое отступление. Раньше олимпиады никак не были связаны с поступлением в вузы. Они проводились для школьников, которым было интересно посоревноваться, порешать нестандартные задачи, и не более того. Стратегия поведения в такой ситуации была одна: ты решаешь в первую очередь то, что тебе интересно, те задачи, которые наиболее близки к твоей сфере интересов.

Ситуация изменилась после того, как олимпиады стали приносить существенные льготы при поступлении. Ставки выросли. Теперь имеет смысл говорить и об изменении стратегии поведения школьников. Школьникам, особенно одиннадцатиклассникам, приходится уделять внимание целой группе новых факторов. Это внимательность, аккуратность, даже физическая подготовка, ведь тур олимпиады может длиться 4-5 часов, а финальный этап Всероссийской олимпиады растягивается на несколько дней подряд. Работая над этими факторами, школьник приближается к успешному для него исходу олимпиады.

Много ли студентов — победителей и призеров Всероссийской олимпиады, у которых вы преподаете?

Да. Дело в том, что я преподаю в совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ, и там встречаюсь с большим количеством участников, призеров и победителей Всероссийской олимпиады. Так получилось, что из 70-80 победителей и призеров Всероса по экономике около 50 человек ежегодно поступают в совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. С олимпиадниками очень интересно работать, и, я надеюсь, мы получаем взаимное удовольствие от того, что наше общение продолжается уже после олимпиадного сезона.

А в чем отличие олимпиадников от других студентов: в уровне подготовке или в стремлении узнать чтото новое?

Мне кажется, что одно нельзя отделить от другого. Кому интересно узнавать что-то новое, тот всегда будет с удовольствием анализировать новую информацию, искать новые источники. Олимпиадникам свойственно смотреть на мир чуть шире. Они привыкли искать нестандартные подходы к, казалось бы, стандартным задачам. Все это и определяет то, что можно назвать высоким уровнем подготовки.  Умение смотреть на мир широко — вот это качество, пожалуй, и отличает олимпиадников.

Один из ваших интересов — дискретная математика. Можете доступно объяснить, что это такое?

Вообще говоря, всю математику можно условно разбить на две большие области. Одна часть математики работает с непрерывными объектами. Про непрерывные объекты можно думать так: их можно нарисовать карандашом, не отрывая карандаш от бумаги. Вторая область математики работает с объектами, которые можно пересчитать: один, два, три, четыре… Эти объекты называются дискретными. Свойства этих объектов, как правило, отличаются от свойств непрерывных объектов, поэтому нужны свои методы работы с ними. Если методы работы с непрерывными объектами изучаются в курсе математического анализа, то свойства работы с дискретными объектами изучаются в курсах дискретной математики.

Еще один из ваших научных интересов экономика спорта. Расскажите, как проходят ваши с Константином Сониным семинары?

В детстве я занимался шахматами на профессиональном уровне. К сожалению, позже это занятие пришлось бросить, но любовь к спорту осталась, и в какой-то момент это вылилось в то, что я стал рассматривать задачи, которые возникают в области спорта, уже с точки зрения исследователя.

Мы вместе с Константином Сониным (профессор факультета экономических наук ВШЭ — прим. ред.) организовали семинар по экономике футбола. Такой формат занятий, когда мы на каждом занятии разбираем одну новую научную статью, позволяет взглянуть на эту область свысока и всю её обозреть. Дело в том, что эта дисциплина новая и как раз сейчас в экономике спорта формируется повестка дня, каждый исследователь участвует в определении границ области. Поэтому мы активно призываем студентов подключаться и принимать участие в работе семинара. Сейчас у нас занимаются ребята с четырёх факультетов Вышки.

А сами спортом занимаетесь?

К сожалению, только на любительском уровне. Мои виды спорта, не считая шахмат и футбола, конечно, — настольный теннис и волейбол. Стараюсь каждую неделю  обязательно играть в настольный теннис, двухчасовая тренировка даёт бодрость и энергию.

Какой у вас девиз?

Я не загоняю себя в рамки какого-то одного девиза. Если говорить об исследовательской работе, то я считаю чрезвычайно важным соблюдение правил академической этики –  не заниматься плагиатом, не фальсифицировать данные, не обманывать академическое сообщество. А если говорить о преподавании, то особенной целью вижу приоткрывать дверь в мир знаний перед студентами. Если ты смог зажечь интерес в студенте, помог ему разобраться в проблеме и заразил любовью к новым знаниям – значит, ты все делаешь правильно, значит, все не зря.