Дмитрий Ливанов: «Надо дать возможность каждому максимально раскрыться»

Дмитрий Ливанов: «Надо дать возможность каждому максимально раскрыться»

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ, официально поприветствовал участников Всероссийской олимпиады по литературе на церемонии открытия олимпиады 12 апреля. После своего выступления он согласился ответить на несколько вопросов нашей редакции.

Какое место занимают Всероссийские олимпиады школьников в системе образования России?

Наша система образования призвана стимулировать развитие талантов, способностей каждого школьника. Надо дать возможность каждому максимально раскрыться, раскрыть свой личностный потенциал. Система олимпиад, которая является нашей хорошей многолетней традицией, как раз позволяет неплохо это делать. У нас есть олимпиады по разным школьным предметам, в том числе и по тем, которые не входят в школьную программу, есть различные виды творческих конкурсов. Чем более разнообразной будет эта система, тем более она будет эффективной. Другое дело, что нам нужно обеспечить максимальную объективность принятия решений, прозрачность всех этих мероприятий, поскольку за победой в олимпиаде следует льгота при поступлении в ВУЗ. 

В чем отличие Всероссийской олимпиады от ЕГЭ, кроме льгот при поступлении, которые она дает?

Это проверка нестандартных, необычных способностей у детей. Есть стандартные методики проверки, которые используются на ЕГЭ. Ну, а если у человека есть особые способности, то их можно проверить в результате творческих испытаний, интеллектуальных соревнований, таких как олимпиады школьников. Эти два механизма дополняют друг друга, так как все дети разные, и каждый по-своему талантлив и уникален.

Насколько равны шансы детей, которые воспитываются в семьях, и детей, которые живут в детских домах, попасть на олимпиаду?

Действительно, у нас провозглашено равенство образовательных прав всех граждан, всех детей, независимо от того, в каком регионе они живут, в какой школе они учатся, к какой социальной группе относятся, каков уровень достатка их семей. Но фактически это равенство обеспечено не полностью. Поэтому надо делать все, чтобы снижалось различие в образовательных результатах в сильных и слабых школах, у детей из семей с высоким достатком и низким, у детей из социально неблагополучных семей и так далее. Мы, конечно, владеем статистикой о различиях в том, как сдают ЕГЭ дети из городских школ и из сельских, из обычных школ и из школ-интернатов, поэтому все, что мы делаем, все задачи, которые ставятся регионам, сводятся, в том числе, к тому, чтобы уравнять шансы всех.

Как вам атмосфера на Всеросе?
Здесь очень мило, дружелюбно. Действительно, Высшая школа экономики сделала все, чтобы участники олимпиады, учителя и члены жюри чувствовали себя очень хорошо. Поэтому — еще раз спасибо всем организаторам.

Вам самому приходилось участвовать в олимпиадах в школьные годы?

Я учился в физико-математической школе и, соответственно, соревновался по физике и математике. Получалось с переменным успехом: я не был победителем ни всероссийской, ни, тем более, международной олимпиады, но в команде своей школы я участвовал.

Какая ваша любимая книга?
В разные периоды жизни меня увлекали разные произведения. Но помню, что  большое впечатление произвело первое прочтение «Мастера и Маргариты». Это было в начале 80-х годов, тогда эта книга мне досталась в виде фотокопии с какого-то зарубежного издания, потому что в СССР она не издавались. Это была практически «слепая» копия, там многие слова приходилось практически угадывать по контексту. Все это, конечно, вместе с содержанием книги, наложило определенный отпечаток и произвело очень сильное впечатление.

Что пожелаете участникам олимпиады?
Олимпиада – это только этап, и он будет для кого-то более успешным, для кого-то менее, но каждому участнику желаю успеха в жизни.