Кинопросмотр на Всеросе: «Драма в том, что можно потерять деньги»

Кинопросмотр на Всеросе: «Драма в том, что можно потерять деньги»

В предпоследний день олимпиады, 19 апреля, состоялся показ фильма «Игра на понижение». Оскароносная картина рассказывает о событиях в США в период финансового кризиса 2008 года. Мы побеседовали о фильме с кинокритиком Антоном Долиным (по телефону) и доцентом МИЭФ НИУ ВШЭ Владимиром Соколовым (он был модератором показа).

 

Справедлива ли авторская ремарка «основано на реальных событиях», предваряющая фильм?

 

Антон Долин: Я в этом деле не специалист, но, насколько понимаю, все аналитики, которые смотрели фильм, подтвердили, что картина просыпающегося кризиса и незамеченность этого кризиса, нежелание американского общества это замечать, передана верно. Возможно, она достаточно гротескно показана за счет многочисленных художественных средств, но при этом речь идет об узнаваемой конкретной ситуации, которую неискушенный зритель воспринимает как правду за счет выстроенного повествования, а искушенный — за счет отсутствия биографических подробностей героев, отсутствия приключения, которое раньше считалось обязательным в игровом фильме. Здесь авторам удалось этого избежать оставшись в рамках воображаемой, но все-таки документальности.

Владимир Соколов: В этом фильме вообще три истории. И одна из них действительно основана на реальных событиях. Это понятно по действиям главного героя — Майкла Бьюрри — так и все было. Но персонаж, вероятно, куда более красочный, чем его прототип. А истории о двух молодых инвесторах Чарли и Джейми и трейдере Веннетте, тоже вступивших в игру, на мой взгляд, достаточно схематичны, но вообще что-то такое вполне могло быть, это логично. Так что ситуация смоделирована достаточно хорошо.

 

Насколько доступно авторам «Игры на понижение» удалось объяснить зрителю ситуацию надвигающегося кризиса?

 

А.Д: Не во всем и не вполне. Фильм требует подготовки зрителя, очень внимательного просмотра, определенного словаря. И это несмотря на то, что за счет знаменитых вставок с реальными лицами, которые рассказывают термины, процесс познания становится увлекательным. Но я бы не стал называть его простым.

В.С: Судя по кассовым сборам, картина имела успех: люди проголосовали деньгами. Если бы фильм был скучным и чересчур «техническим», таких сборов не было бы. Если люди смотрят это кино — значит, оно интересно, значит, оно захватывает людей. Некоторые вещи, конечно, будут не до конца поняты среднестатистическим человеком без экономического образования. Это неизбежно. Авторы сделали все что могли — нашли баланс. С одной стороны, оставили содержательную часть — донесли схему по занятию коротких позиций, а с другой — показали зрителю, как это происходит. Они сделали это не отлично, но очень хорошо, я считаю.

 

Как тогда можно просто рассказать о сложном в картинах, подобных «Игре…»?

 

А.Д: Я боюсь, что в случае с современной экономикой это неразрешимая проблема. Когда в фильме есть блестящие артисты, когда в нем есть словарик терминов, объясняющий, о чем идет речь, юмор, великолепная работа камер и монтаж, когда приложен максимум усилий, чтобы заинтересовать зрителя и сохранить сложность реальности, все остальные методы будут требовать дальнейшей адаптации и неизбежно вести к упрощению реальности. Фильм станет внятным, но тогда реальные проблемы и причины кризиса будут показаны более схематично и менее точно.

В.С: Главное в этом деле — донести до людей важную информацию с помощью художественного слова. «Игра на понижение» описывает большое событие на длительном интервале времени, поэтому авторы вынуждены были рассказать о всех частях системы: кредитно-рейтинговых агентствах, банках, CDO, ипотечных бумагах. Показать это непросто, потому что ситуация сама по себе сложная. Да и цель фильма скорее была не развлекательная, а образовательная, завернутая в жизненную историю с участием голливудских актеров.

 

Какие фильмы по этой тематике вы могли бы посоветовать?

 

А.Д: Лучший фильм всех времен и народов на эту тему — «Уолл-Стрит» Оливера Стоуна. Он в данном случае самый знаменитый. Я уверен, что все фильмы, сколько бы мы их не насчитали, будут американскими. Америка — это страна, где даже обыватели интересуются экономикой и часто в ней задействованы, поэтому там и есть отдельный жанр экономического кино.

В.С: «Предел риска» - лучший фильм про кризис 2008 года. В отличие от «Игры на понижение», где события происходят в период с 2005 по 2008 год, там все происходит в одну ночь. В этом фильме блестящая игра Кевина Спейси, Джереми Айронса. Еще один фильм «Уолл Стрит: Деньги не спят», там играют Майкл Дуглас, Шайа ЛаБаф. В нем тоже есть образовательный аспект, но я считаю, он слабее тех двух. В прошлом году вышел интересный фильм «Финансовый монстр с Джорджем Клуни и Джулией Робертс, тоже связанный с финансовыми махинациями. Но там акцент на теме ньюсмейкинга и манипулирования новостями.

 

Над текстом работали: Денис Маслаков, Ксения Вахрушева
Оформление: Валерия Савинова, Андрей Карабанов