На Всеросе прошел круглый стол «Вышка — школам и школьникам: возможности взаимодействия и сотрудничества»

На Всеросе прошел круглый стол «Вышка — школам и школьникам: возможности взаимодействия и сотрудничества»

Пока школьники писали второй тур олимпиады, преподаватели поучаствовали в круглом столе «Вышка — школам и школьникам: возможности взаимодействия и сотрудничества». На нем выступили Вячеслав Башев, проректор ВШЭ, Вячеслав Лозинг, директор Дирекции общего образования и один из создателей университетского образовательного округа ВШЭ, Дмитрий Фишбейн, директор Лицея ВШЭ, Тамара Протасевич, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, и Дмитрий Дехант, младший научный сотрудник Института образования ВШЭ. Их задачей на круглом столе было рассказать про возможности, которые дает Вышка школьникам.

Ведущим стал Вячеслав Башев: он рассказал гостям из регионов о кампусе, количестве студентов и истории изменений в Высшей школе экономики. Башев акцентировал внимание на том, что в Вышке представлены все уровни образованием за исключением дошкольного. Важный фактор развития Высшей школы экономки, по словам проректора, —  увеличивающееся количество иностранных студентов. Так, на 2015 год 7,5% студентов Вышки — из других стран, а в 2016 году планируют набрать 800 иностранцев.

Вячеслав Башев
Вячеслав Башев Проректор НИУ ВШЭ

Думаю, что Вышка существенно выиграла бы, если бы был кампус был более компактным — к этому мы сейчас стремимся, стягиваем все свои силы в центр. Другой трудностью является отсутствие большой спортивной инфраструктуры. Все-таки современное студенчество — это не только много возможностей для академических занятий, но это и возможность спортивно-оздоровительного досуга. Ну а в остальном Вышка — один из самых современных университетов страны.

Тамара Протасевич рассказала про олимпиады и другие проекты Вышки для школьников. ВШЭ проводит три типа состязаний для школьников: Всероссийскую олимпиаду по некоторым предметам (включая региональный и заключительный этапы), перечневые олимпиады («Высшая проба») и различные конкурсы и интеллектуальные состязания, например, открытый творческий конкурс, который дает дополнительные баллы к ЕГЭ за индивидуальные достижения.

Тамара Анатольевна рассказала про конкурс исследовательских проектных работ «Высший пилотаж», который впервые проводился в этом году, а также про развитие летних предметных школ для одаренных детей и создание совместного проекта «Артека» и НИУ ВШЭ. Вышка ищет и находит партнеров в регионах России, реализует с ними совместные проекты, расширяет свое присутствие в регионах.

Тамара Протасевич
Тамара Протасевич Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Когда ты имеешь возможность, живя в небольшом городке, поучаствовать в олимпиаде без всяких финансовых затрат и, в случае победы, поступить в очень хороший московский вуз — это и есть тот самый социальный лифт. Не было бы олимпиады — мечтания бы ограничивались вузами ближайших городов. Например, я из Амурской области, и мои мечтания в школе дальше Благовещенска и Хабаровска не простирались. Потом я приняла участие во Всесибирской олимпиаде, приехала в Летнюю школу, в Новосибирский Академгородок, и в поле возможных выборов вошел очень серьезный вуз. Это другая судьба и другие возможности, жизнь дает шанс — и школьник им пользуется.

Что предлагает бывшим олимпиадникам, а сейчас студентам Вышка? Можно работать в учебно-научных лабораториях с вышкинскими исследователями, участвовать в конкурсе научно-исследовательских работ, в олимпиаде для студентов. Если говорить о социальной ответственности Вышки, то тут мы опираемся в первую очередь на участников олимпиады, привлекаем их в качестве волонтеров, вожатых школ, участников проекта «Посланники науки». Это реализация олимпиадников уже внутри университета. Они же организуют школы для школьников, делают проект факультета экономических наук ВышкаLite, Открытую правовую школу. Наш студент Сергей Литинский, четверокурсник, сам участник олимпиад в прошлом, готовит команду Москвы к олимпиаде по праву и успешен в этом. Вообще, Вышка — университет шансов.

Вячеслав Лозинг рассказал учителям о Предуниверсарии НИУ ВШЭ. Это сетевая образовательная программа, цель которой — обеспечить переход школьника к другому типу обучения, самостоятельному и ответственному. Средняя школа не готовит учеников к поступлению в топовые вузы, родители боятся, что их дети не поступят в ВУЗ, и обращаются к репетиторам. В итоге, по словам Лозинга, дети не учатся, а готовятся к ЕГЭ. «Надо выбить егэшность, так как она мешает учиться по-настоящему», — говорит Лозинг и предлагает сделать специальную программу «Абитур» для школы, которая будет включать и общее образование, и подготовку к поступлению в университет. На начальных этапах развития программы необходимо проводить работу с педагогами, а также внедрять модель смешанного онлайн и оффлайн обучения.

Вячеслав Лозинг
Вячеслав Лозинг Директор Дирекции общего образования НИУ ВШЭ

Все выпускники девятых классов идут в десятый класс с целью поступить в университет. Одни — в любой, другие — в конкретный и хороший вуз. Сегодня десятый и одиннадцатый класс — уже не только часть школы, это часть предвузовского образования.

Дмитрий Фишбейн поделился с учителями из регионов России основной информацией о Лицее НИУ ВШЭ. Лицей работает с 2013 года и считает своей миссией создание для учеников возможности осознанно выбрать пути своего дальнейшего образования. Там создают вариативную среду для саморазвития, организуют участие учеников в коллективных проектах и самоуправлении — своего рода выходы за пределы образовательной программы. Лицеист может выбрать индивидуальный учебный план внутри восьми образовательных направлений. В учебный план обязательно входит создание индивидуальной исследовательской работы. Если же ученику разонравилось выбранное направление, его можно сменить. Также в Лицее проводятся факультетские дни, на которых школьники приобщаются к университетской среде, узнают больше о специфике дополнительных творческих конкурсов и слушают профильные учебные курсы разных факультетов Вышки.

Дмитрий Фишбейн
Дмитрий Фишбейн Директор Лицея ВШЭ

Взаимодействие Лицея с регионами пока только формируется. Так, недавно команда наших педагогов вернулась из города Тарко-Сале, куда они ездили, чтобы рассказать коллегам о том, как строить исследовательскую деятельность в школе. То есть уже сейчас Лицей может представлять нашу модель долгосрочного сопровождения лицеистов в их исследовательской деятельности в течение двух лет старшей школы. Эту модель мы реализовали сами и, если будет запрос от других школ, будем готовы ее передать.

В её осуществлении перед нами стоит непростая задача. Мы не хотим допустить того, чтобы 10 и 11 классы превратились в университет, чтобы дети изучали все то, что обычно изучают на первом курсе. Но, вместе с тем, не всем студентам хватает компетенций для успешной учебы в университете. И мы хотим сделать так, чтобы школьники были готовы к университету, чтобы могли взять лучшее от обучения там.

Те же учебные исследования потом могут перерасти в полноценные академические работы. Для помощи ребятам у нас в Лицее есть не только научные консультанты, но и супервайзеры. Супервайзер — это человек, который необязательно обладает глубокими знаниями по теме исследования, он скорее дает знания о методах научного исследования. Это человек, который объясняет азы проведения исследовательской работы. При этом, конечно, ребята сами выбирают темы работ исходя из направления, на котором они учатся. Иногда им удается сделать междисциплинарные работы: например, в этом году один наш ученик защитил исследование о предстоящем Чемпионате мира по футболу. Он разобрал экономический и социальный аспекты проведения чемпионата в России.

Пока Лицей есть только в Москве, но у Вышки есть кампусы в других регионах и, мы будем рады, если появится запрос на создание филиалов Лицея в других регионах. И в Перми, и в Нижнем Новгороде, и в Санкт-Петербурге сложились замечательные традиции образования.

Дмитрий Дехант представил проект факультета довузовской подготовки «Интернет-школа НИУ ВШЭ», который направлен на дистанционную подготовку к олимпиадам и поступлению. В первый год там обучался 261 ученик, сейчас проект используют больше 3000 школьников. Цель этого проекта в сохранении временных и денежных ресурсов старшеклассников. В планах — интеграция факультета довузовской подготовки в интернет-школы и программа дистанционного повышения квалификации учителей.

Дмитрий Дехант
Дмитрий Дехант Младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Мы стремились рассказать представителям школ из различных субъектов Российской Федерации о том, какие существуют возможности довузовской подготовки в Высшей школе экономики, привлечь внимание к этим проектам, рассказать, как принять в них участие. Кроме того, мы хотели выслушать мнения и получить замечания наших коллег, представляющих интересы общеобразовательных организаций. Мне кажется, что формат круглого стола, такого, как сегодня, достаточно эффективный. Сюда приезжают заинтересованные люди, которые занимаются подготовкой талантливых школьников, а это наша целевая аудитория, мы хотим донести наши предложения именно до них.