Олег Шибанов: «Главное в вузовском образовании — расширение кругозора и способность работать с новым»

Олег Шибанов: «Главное в вузовском образовании — расширение кругозора и способность работать с новым»

Профессор финансов РЭШ Олег Шибанов рассказал олимпиадникам об опыте успешного применения экономической теории для решения проблем населения. Мы обсудили с ним свободу выбора, нон-фикшн про экономику и креативность в ее лучшем значении.

Какие качества нужны экономисту?

Это зависит от целеполагания. Наука требует специфических навыков и специфической любознательности. Человек должен уметь придумывать вопросы, может быть, простые, но те, на которые до него никто не отвечал, предлагать свой вариант ответа и этим будоражить остальную экономическую общественность.

Основная масса выпускников экономических факультетов идет работать в бизнес. И мы пытаемся сделать так, чтобы у них было широкое понимание не только экономических вопросов, но и вопросов жизненных, чтобы им было легко встречаться с новыми ситуациями. Университетское образование, в целом, — про то, как человек учится работать с вещами, с которыми до него не работал никто. Создание новых типов финансовых активов, выпуск специфичных облигаций — все это требует большой креативности. В российском образовании это слово стало жупелом, но, на самом деле, это способность, встречаясь с новым, не пугаться его, а преодолевать, делать то, что до тебя не делал никто. Академические и бизнес-навыки очень схожи, но преломляются они по-разному. Основное, что можно получить от вузовского образования — расширение кругозора и способность работать с новым. Это точно пригодится везде.

Как вы пришли в экономику?

Я учился на мехмате МГУ, защитил там диссертацию. В какой-то момент меня стала интересовать экономика по очень приземленной причине — я читал «Ведомости» и понимал, что ничего в этом не понимаю. Мне стало интересно заниматься экономикой, а не чистой математикой. Я поступил в магистратуру РЭШ, и оказалось, что экономика выглядит по-другому, что это честная наука, в которой есть не только «болтология», но и фиксированные нормы. Я всегда хотел заниматься наукой, поэтому потом уехал в аспирантуру Лондонской школы бизнеса; это привело меня к тому, чем я занимаюсь сейчас — исследованиям и преподаванию.

Что такое для вас свобода выбора?

Свобода выбора — интересная концепция. Я знаком с современными нейроисследованиями — они показывают очень любопытные вещи. С помощью сканирования мозга можно предсказать выбор человека незадолго, за миллисекунды до того, как он будет что-то делать. Но, если не учитывать химические процессы, это история про то, что у человека всегда есть возможность вовремя остановиться или разогнаться. С точки зрения выбора университета или пути в жизни — это выбор между тем, чтобы стать лучше, чем ты был, хуже, чем ты был, или остаться на том же уровне.

Вы читаете художественную литературу?

Я безумный любитель чтения, правда, в последнее время по большей части читаю нон-фикшн. Оказалось, что реальная жизнь гораздо фантастичнее того, что может придумать писатель. Последняя книга из художественной литературы — из серии Олега Дивова «Профессия: инквизитор», это очень занимательная космическая сага. Я слушаю много аудиокниг, сейчас — «Чапаева и пустоту» Пелевина. Человеку, знакомому с философским контекстом, она покажется крайне интересной.

Что посоветуете олимпиадникам из нон-фикшна?

Могу говорить долго. Например, почитайте книгу Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы», оригинальное название The Big Short. Она про финансовый кризис 2008—2009 годов, там говорится, из-за чего он произошел, какие финансовые инструменты сыграли роль. С точки зрения характеров, столкновения личностей и того, к чему это приводит, — очень любопытно.