Сергей Рощин: «Экономистам интересны люди»

Сергей Рощин: «Экономистам интересны люди»

Во второй день олимпиады, после завершения работы над первым туром, ребята смогли прослушать лекцию Сергея Рощина «Экономист и рынок труда». Мы встретились с Сергеем Юрьевичем еще до начала лекции и узнали, каким должен быть современный экономист, что необходимо для успеха на олимпиаде и какие победы в жизни могут считаться самыми важными.

Почему для лекции вы выбрали тему, связанную именно с рынком труда?

Потому что я специалист по экономике труда. Именно поэтому я рассказываю про то, о чем я знаю как профессионал, о том, что может быть интересно.  Зачем-то же я этим занимаюсь вот уже не один десяток лет как экономист.

Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать ребята, чтобы добиться успеха на олимпиаде?

Они должны быть аналитиками. Анализировать – это такая привычка думать о том, почему что-то существует, потому что главный вопрос для экономиста – это вопрос «почему». Мы пытаемся понять и объяснить какие-то причинно-следственные связи: почему происходят те или иные явления, процессы. Для этого надо действительно иметь склонность к аналитике.  Это во-первых. А во-вторых, надо интересоваться тем, как устроено общество, потому что экономика – это не про деньги. Или скажем так: далеко не только про деньги. Это про людей, которые принимают решения в тех или иных обстоятельствах, связанных как с жизнью домохозяйств, так и собственными поступками, которые в том числе могут быть связаны с экономикой или с какими-то другими процессами. Подходы экономического анализа позволяют понять, как принимаются эти решения. Они, эти решения, могут быть связаны с деятельностью фирм, предприятий, организаций или государств. Так что это все про людей и поэтому экономист должен интересоваться, как устроено общество, как живут люди. Это взаимосвязаные процессы: экономисты – это такой один из взглядов на большую и интересную систему под названием общество.

На этой олимпиаде есть участница, которая смогла пройти на заключительный этап Всероса и по литературе, и по экономике. Как вам кажется, такое соединению аналитического «технарского» ума и гуманитарного типично для экономистов?

Я как раз думаю, что экономисты – не технари. Экономистам интересны люди. Люди – это всегда в рамках широких систем взаимодействия, которые мы называем культурой. Поэтому те люди, которые интересуются культурными явлениями: как устроены взаимодействия в различных социумах, из чего это складывается, ведь не только из финансовых потоков, именно из этих людей и рождаются хорошие экономисты, пытливые экономисты. Но это не значит, что не надо быть немножко технарем. У современных экономистов должно быть все хорошо с математикой, со счетом, с умением применять количественный анализ. В этом отношении современный экономист – это специалист, который понимает общество, но умеет считать и писать.

Как вы можете оценить уровень подготовки ребят?

Для экономистов очень хорошо известно, что двигатель многих процессов является конкуренция. С этой точки зрения, олимпиада – как раз тот формат, который стимулирует конкуренцию и выявляет лучших. Насколько я знаю, уже не один год победители Всероссийской олимпиады по экономике действительно очень сильные, способные и хорошие ребята поступают в ВУЗы и хорошо учатся. И что очень важно, мотивированные. Если эта мотивация сохраниться в дальнейшем, то тогда они показывают очень хорошие результаты.

К слову о сохранении мотивации. Порой, критика ее «сбивает». Как стоит все же к критике относиться?

К критике в любом возрасте, если эта критика не является просто руганью, если она содержательна, реагировать можно только одним образом: надо понять, что ты можешь сделать лучше. Именно для этого и существует критика. Если говорить про академическую сферу, науку, исследования, то критика – это естественная форма развития. Любой человек, когда что-то создает, пишет статью, например, или исследование, всегда подвергается критике. Так и должно быть. Иначе ничего хорошего не получится.

Уже в конце недели ребята узнают свои результаты и некоторые из них станут победителями. А какого рода победы вам кажутся самыми ценными?

Самые ценные в жизни победы – это победы над собой, потому что в конечном счете мы всегда боремся с самими собой, даже когда мы ввязываемся в какие-то внешние соревнования: олимпиады, конкурсы или еще что-то, мы всегда в результате преодолеваем себя. Внешние победы – это только подтверждение этого преодоления.  Поэтому это самое главное. Преодолеть себя, взять новый барьер, собраться, проявить себя. А потом еще один раз себя победить, чтобы не было эйфории от успехов.

Какой барьер смогут взять ребята уже после олимпиады?

Самый наш главный барьер – просто жизнь. И личная, и профессиональная. Надо сделать так, чтобы она получалась, чтобы были успехи и достижения, чтобы ты жил в согласии с тем, что делаешь, чтобы тебе это было интересно. Мне кажется, если ребята, которые победят на олимпиаде и даже те, кто не победит, выберут то, что они хотят дальше делать в жизни правильно. Чтобы им это нравилось, чтобы они понимали, что такой выбор никогда не бывает один раз на всю жизнь, но при этом ,несмотря на то, как меняется  окружающий мир, стали профессионалами, которые сумеют себя реализовать и им это будет интересно.