Участники Всероса по экономике впервые смогут взять на тур лист А4

Участники Всероса по экономике впервые смогут взять на тур лист А4

В этом году каждый участник Всероса по экономике сможет взять на тур лист бумаги с любым содержанием. Это правило вызвало большой резонанс среди олимпиадников. Данил Фёдоровых, заместитель председателя методической комиссии и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады по экономике, сооснователь сайта ILoveEconomics.ru, старший преподаватель ВШЭ и РАНХиГС, объясняет все про «разрешенную шпаргалку».

В Требованиях к проведению заключительного этапа олимпиады по экономике в 2016 году появился новый пункт:

4.15. Каждый участник имеет право (но не обязан) иметь при себе во время написания тура один лист формата А4, на котором могут быть печатным или рукописным способом размещены любые сведения по желанию участника. Информацией с этого листа участник может пользоваться без ограничений. При этом участнику стоит учесть, что лист формата А4 не проверяется жюри, поэтому любые сведения, которые нужны участнику при решении задач, должны быть записаны в чистовике его работы.

Если задачи на заключительном этапе почти не проверяют знание готовых формул, то зачем тогда этот листок?

Из того, что задачи на хороших олимпиадах — не про подстановку чисел в готовые формулы, не следует, что легальная «шпаргалка» — плохая идея. Разрешение листка — это сигнал как школьникам, так и их наставникам, что слишком много времени тратить на формулы не надо. Гораздо важнее добиться того, чтобы участник понимал, как работает формула и где ее можно применять, а где нельзя — тогда он сможет правильно решить задачу с ее помощью, даже если забудет ее точную запись (которую можно будет подсмотреть в А4).

Теперь выиграть олимпиаду и поступить по ней в университет сможет человек без серьезной подготовки, просто вооружившись подробной «шпаргалкой»?

Вряд ли. В отличие от многих других предметов, экономика в университете преподается с нуля и никакие первоначальные знания не требуются: встречая первокурсников, мы начинаем рассказ с самых азов (хоть уровень материала с самого начала гораздо выше, чем принято в школе). Это может быть хорошо или плохо, но выбора у нас нет: экономика не является обязательным школьным предметом, а там, где она преподается, это происходит очень разнообразно.

Поэтому мы бы хотели видеть в числе наших первокурсников не тех, кто стал победителем чемпионата по заучиванию формул, а тех, кто умеет лучше решать сложные задачи — научить этому в университете трудно, а формулам мы научим без проблем.

Мы надеемся, что с листками общие результаты будут лучше, чем без них, и больше участников смогут набрать не меньше половины от максимального количества баллов, что необходимо в этом году для получения диплома. Нам жалко терять потенциального призера, который не решил задачу, потому что не вспомнил формулу.

Зачем вводить это правило, вдруг участники будут использовать лист для того, чтобы переписать на него как можно больше решений старых типовых задач или решения этого года, которые к ним как-то попадут?

Мы гораздо лучше думаем об олимпиадниках, дошедших до заключительного этапа. Всероссийские олимпиады по экономике проводятся уже 20 лет, а кроме них каждый год проходит еще несколько олимпиад, по типам заданий и темам похожим на Всерос. Даже если бы ЦПМК составляла заключительный этап методом случайной генерации из старых заданий, вероятность угадать хоть что-нибудь заранее была бы мала. Кроме того, мы всё же надеемся, что нам удается составлять оригинальные задания, мало похожие на то, что было раньше. Переписывание старых решений – это плохая стратегия, и мы уверены, что участники не будут тратить на это время и место на листе А4.

А что касается утечки решений, ЦПМК и оргкомитет соблюдают высокие стандарты безопасности, которые, мы надеемся, исключают попадание заданий куда-либо, куда они попасть до олимпиады не должны. Впрочем, если предположить, что у кого-то из участников есть доступ к решениям заранее (нам кажется, что это исключено), разрешение листка А4 мало что меняет: вряд ли кто-то в такой ситуации стал бы переписывать нелегальную информацию на листок, который будет на виду у оргкомитета.

Не отвлечет ли листок участников – ведь им нужно будет тратить время на поиск нужной информации?

Именно поэтому я бы рекомендовал изготовить свой А4 самостоятельно, а не пользоваться тем, что предлагают учителя или другие участники. Грамотный лист помогает, а не мешает, об этом говорят исследования, но участник должен хорошо знать, как он устроен, и тщательно подойти к процессу его написания. Подготовка грамотной «шпаргалки» — элемент подготовки к олимпиаде.

А как быть тем, кто не умеет мелко писать?

Мы не запрещаем приносить с собой листки, изготовленные печатным способом, — вы можете выбрать удобный шрифт, когда будете верстать свою «шпаргалку».

Почему ЦПМК не сделала универсальный лист А4 со всеми нужными в задачах формулами, чтобы он был одинаковым для всех участников?

По двум причинам. Во-первых, мы бы не хотели давать подсказки о том, какие формулы нужны для решения задач. Во-вторых, мы бы хотели, чтобы участники написали листок сами, проявив творчество и научившись «кодировать» информацию. Кто-то может возразить, что разное качество подготовки листков ставит участников в неравные условия, но с таким же успехом можно заявить, что в неравные условия участников ставит и разная подготовка с точки зрения умения решать задачи. Да, это так, но олимпиада — это состязание, которое начинается не в момент приезда в пансионат, где она проводится, а гораздо раньше — при подготовке.

Если норма с листками закрепится, какими будут долгосрочные последствия?

Во-первых, разрешение листков усложняет работу методической комиссии: совсем нельзя давать типовые задачи. Мы и так стараемся этого не делать, но тут у ЦПМК будут связаны руки, и это хорошо.

Во-вторых, мы надеемся, что наиболее удачные листки А4 окажутся в общем доступе. Отчасти для этого мы проведем на заключительном этапе конкурс на лучшие листки с отдельными призами. Это упростит подготовку следующих поколений участников ко всем олимпиадам (я имею в виду не подготовку самих листков, а скорее позитивные эффекты от того, что кто-то наконец структурирует школьную экономику, поместив ее в лаконичную форму) и снизит барьеры входа для участников, которые сомневаются, участвовать в олимпиадах по экономике или нет.

Школьная экономика — это не башня из слоновой кости, для попадания в которую нужно с детства читать какие-то специальные книги и иметь в школе соответствующий предмет. Достаточно концентрации, смекалки, логического мышления, умения корректно обращаться с математикой и желания разобраться в довольно ограниченном количестве тем, чтобы понимать, что написано в условиях задач, и со временем научиться их решать.

Как будет устроен конкурс на лучший лист А4?

Мы попросим олимпиадников, желающих участвовать в конкурсе, сдать нам листки, прикрепив к ним бумажку с именем и фамилией. Надеюсь, что все или почти все поучаствуют. Наиболее оригинальные, красивые или содержательные листки получат призы — честно говоря, мы и сами еще не знаем, по каким критериям будем выбирать! Все листки будут возвращены авторам, а самые лучшие отсканированы и опубликованы на сайте олимпиады.

А есть примеры использования таких листков на олимпиадах или в других состязаниях?

Примеры разрешения листков на школьных олимпиадах нам неизвестны, но разрешение на экзаменах и других испытаниях листа с материалами (cheat sheet) или вообще любых материалов по выбору участника (open book) — распространенная практика во многих университетах мира. Преподаватели разрешают студентам чем-либо пользоваться на тех экзаменах, где проверяются не знания, а умение решать задачи или кейсы, для которых такие знания могут понадобиться.

Эти условия приближены к тем, в которых человек находится в реальной жизни: как правило, любая информация (данные, формулы, результаты научных исследований) доступны «на кончиках пальцев», и главный вопрос, который нужно решить экономисту, бизнес-консультанту или трейдеру: что с этой информацией делать, как из нее получить нужный результат.

Подробнее о научных исследованиях применения cheat sheet в университетах, а также ответы на еще больший круг вопросов, связанных с введением листков, читайте в материале сайта ILoveEconomics.