Виктор Горбатов: «Если философия интересна – она пригодится»

Виктор Горбатов: «Если философия интересна – она пригодится»

Как сделать свое эссе выигрышнее? О чем пишут работы олимпиадники? Какие тексты полезно прочитать перед олимпиадой?  На эти и другие вопросы ответил преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ Виктор Горбатов.

Какую часть занимает философия в заданиях Всероса по обществознанию?

С одной стороны, место достаточно скромное, потому что отдельного раздела «Философия» в курсе обществознания нет, и не должно быть. Современному школьнику совсем необязательно знать всех древних и современных философов и большое количество философских понятий. С другой стороны, философия очень важна в олимпиаде, потому что с ней связано общее умение мыслить.

Какие впечатления у вас остались от устного оппонирования в прошлом году? Зачем, на ваш взгляд, устная часть в олимпиаде?

Остались смешанные впечатления, многие участники не были готовы к такой форме. Устная часть очень нужна, чтобы не сложилось впечатления, что ученый-обществовед работает исключительно с текстами. На самом деле, гуманитарные и социальные науки очень живые, они требуют коммуникации. На оппонировании люди иногда раскрываются с самых неожиданных сторон, так, как они никогда не раскроют себя в письменном тексте. С другой стороны, школьники используют далеко не все возможности устной части – многие не умеют грамотно и сжато строить свои высказывания.

Есть ли какие-то очевидные тенденции в выборе тем для эссе?

Ребята руководствуются вполне понятной логикой. Приоритет первый: выбрать тему, по которой я больше всего знаю; приоритет второй: выбрать тему, которая мне интересна. Все остальное уже на третьем месте. К сожалению, школьники склонны жертвовать своими интересами ради проявления эрудиции.

Что нужно учесть, когда пишешь эссе?

Выражу свою точку зрения: самое главное – в своей голове четко разделить два вида структур. Первое – структура самого текста: должно быть вступление, основная часть, заключение. Второе – структура работы над текстом, план его развертывания в своей голове. Это не план текста, а план моих действий по написанию текста. Некоторые из них, может быть, в текст даже не войдут, но без них ничего не получится. Очень часто имеет смысл начать продумывание текста сразу с заключения, четко понять, к чему ты идешь. Или можно начать с «сердцевины», с главной части. Почти никогда не имеет смысла дублировать на уровне мысленной работы с текстом стандартный линейный план: «сначала продумаю введение, потом все остальное».

Вы преподаете философию еще и историкам, компьютерщикам. Зачем она им?

Если мне что-то удалось донести до историков и компьютерщиков, мне кажется, они сами должны отвечать на подобные вопросы. Я, разумеется, не могу  дать конкретный список дел, в которых им потребуется философия. Кому-то может помочь в осмыслении фундаментальных основ своей науки, кому-то в поиске смысла жизни, кому-то в оценке творчества или в осознании собственной свободы. Но я точно знаю, что любому, кому философия интересна, она пригодится.

Философия сейчас – прикладная наука?

Ни в коем случае. Когда философия станет прикладной наукой, она кончится. Если вы имеете в виду какие-то выходы философии в практическую жизнь, то они, безусловно, есть, они были всегда. Есть некоторые предрассудки, мол, философы только витают в облаках. Это вредно и неправильно, потому что именно из философских идей рождаются самые революционные открытия. Например, сегодня мы не можем представить свою жизнь без компьютера. Но сама идея компьютера основана на идее вычислимости, а проработка этой идеи была осуществлена в начале 20 века философами и математиками.

Где работают после окончания философского факультета?

Современный философский факультет готовит профессионального интеллектуала с большой буквы. Очень часто выпускники этого факультета становятся ведущими аналитиками, редакторами крупных издательств, кураторами в музеях, сотрудниками пресс-служб. Не стоит забывать, что крупная часть выпускников уходит в науку – пишут статьи, публикуют книги, выступают с лекциями.

Среди ваших научных интересов – 2d семантика. Объясните для чайников, что это?

2d – значит двумерная. Семантика – наука, которая объясняет, как мы словам приписываем значения. Идея состоит в том, что значение слов двумерно. Объясню это понятие на простом примере: вы звоните своему знакомому и спрашиваете его: «Ты где?». Он говорит: «Я здесь». С одной стороны, ответ абсолютно не информативный. Понятно, что любой человек с необходимостью находится там, где он находится – разве может он быть там, где его нет? С другой стороны, тот факт, что он оказался там-то и там-то, а не где-то еще, абсолютно случаен. Если бы обстоятельства сложились по-другому, мой звонок застал бы его совсем в другом месте, это было бы другое «здесь». И возникает вопрос: как одно и то же высказывание, одно и то же положение дел может одновременно быть и необходимым, и совершенно случайным? Тут важно развести две перспективы: первого лица (самого говорящего) и третьего лица (слушающего со стороны). Две перспективы – два «измерения» значения. Почему так важна двумерная семантика? Потому что, на мой взгляд, большинство классических и современных философских аргументов (касательно бессмертия души, свободы воли, существования Бога и т.д.) сложным образом переплетают в себе обе перспективы, и понять их можно, только учитывая этот нюанс.

Вы говорили, что вам очень нравятся работы Мераба Мамардашвили. Он поддается пониманию школьников? Какие работы вы можете посоветовать прочитать олимпиадникам?

Конечно, поддается. Чем отличаются от других работы Мераба Константиновича? Они строятся из каких-то исходных простых интуиций. Если эти интуиции вам близки, то все остальное через их призму будет вам тоже понятно. С другой стороны, есть много коллег, профессиональных философов, которым его работы не близки, потому что они не видят эти интуиции, не разделяют их.

По поводу дополнительной литературы для участников олимпиады: я не буду рекомендовать читать им какие-то философские работы. За последние годы на книжном рынке появилось много очень качественной научно-популярной литературы – о сознании, о мозге, о космосе. Я бы посоветовал вначале этой базой овладеть, увидеть, над чем сегодня бьются ученые. А потом уже можно пробовать философствовать.

На занятиях школы «Осмысленный мир» (чтобы узнать подробнее, откройте официальную страницу или сообщество школы «Вконтакте») ваши студенты говорят в том числе и о восприятии фильмов. Какое кино нравится вам?

Если говорить о фильмах, к которым я готов возвращаться бесконечно, это черно-белые фильмы годов семидесятых, например, Джима Джармуша, Акиры Куросавы: неторопливые, вроде бы не очень броские, но с очень выразительным кинематографическим языком.

Если у вас есть любимая притча, поделитесь, пожалуйста.

Любимых много, но они всегда разные. Притча – такая штука, которая держится у тебя в голове, пока заставляет тебя о чем-то задумываться. В данный момент мне очень нравится одна история, которую рассказывают про Махатму Ганди. Он как-то в спешке, запрыгивая в уходящий поезд, уронил сандалию. И почти сразу же, не раздумывая, скинул вторую. Его спросили, почему он так сделал, и он ответил: «Мне одна сандалия ни к чему, а две сандалии кому-то пригодятся». Обычно эту историю приводят как пример неслыханной щедрости, альтруизма, но мне кажется, здесь речь совсем о другом. Очень важно не просто принять осмысленное решение, но принять его быстро и естественно, как будто не может быть иначе. Как такое получается? Только если ваша мысль не запаздывает, не плетется за событиями, а совершается вместе с ними. Иначе вы проскакиваете мимо реальной ситуации, не удерживаетесь в точке «здесь-и-сейчас». Сам процесс обдумывания может сделать бессмысленным то, о чем вы думаете. Перестал сожалеть об утраченной сандалии, а поезд-то уехал уже далеко. Ты держишь в руках вторую, и теперь готов отдать ее тоже. Но уже поздно. Кому она теперь нужна? Так и носишь потом в своей голове этот несовершенный вовремя поступок, неуспевшую мысль. Я завидую тем людям, которые умеют мыслить в настоящем, а не в абстрактном будущем, не откладывают «помыслить» на потом. Это усилие мысли «здесь-и-сейчас» и есть философия.

Вы очень часто улыбаетесь. Где вы черпаете позитив?

Никакой источник внешний для позитива не нужен. Достаточно делать что-то интересное, чем-то увлечься и тогда абсолютно не важно, что происходит вокруг.